Подробный обзор Steam Machines
Первое упоминание о Steam Machines прозвучало от главы Valve — Гейба Ньюэлла, в начале 2012 года. Тогда, в интервью для Penny arcade бородатый кудесник заявил – что если конъектура рынка требует от компании создать своё «железо» для инновационного прорыва, то они пойдут на этот шаг. Далее последовала череда слухов, в частности, что разработка идёт полным ходом, а анонс вполне может состояться в рамках GDC 2012, но, этого не случилось, а представитель Valve за несколько дней мероприятия официально подтвердил, что демонстрация любых подобных устройств в ближайшее время не ожидается. Первое фактическое упоминание о разработке девайса прозвучало в декабре 2012 года, в рамках ежегодной Video Game Awards.
Опять же, Гейб высказал мнение, что в ближайшем будущем именно PC поборются с консолями текущего и будущего поколения за звание центрального развлекательного устройства в гостиной. Созданием именно такого компьютера уже занимается Valve — разработчики точно захотят адаптировать свои игры для данной платформы, максимально активно – подчеркнул он тогда – а сторонние устройства просто станут им не нужны. В январе 2013 года читая лекцию в одном из институтов Техаса, он отказал консолям текущего и прошлого поколения в будущем, а также подчеркнул, что устройство от Valve будет конкурировать в первую очередь с продуктами компании Apple. По его мнению, не только MACдавно стали центром развлечений, но и мобильные устройства – такие как iPhone и iPad. Простота и лёгкость освоения всех предоставляемых возможностей, и есть залог успеха, на современном рынке развлекательной продукции.
Главным негативным фактором при переходе на новую платформу может стать факт наличия большого количества уже купленного контента – к примеру, в том же iTunes и некого уже сформированного списка друзей. Параллельно с этим, тестировалась функция — Steam Big Picture в виде бета-версии, стартовавшая в начале сентября 2012 года, а итоговый вариант стал неотъемлемой частью Клиента Steam в декабре того же года.
Пресса и игроки сразу же окрестили его первым шагом на пути к созданию того самого компьютера, который по мнению Valve должен занять своё место в гостиной. Внешне Steam Big Picture представлял собой сильно переработанную версию интерфейса-магазина под большие экраны. Благодаря нативной поддержке контроллера проблем с управлением не возникало, а люди в свою очередь, смогли прикоснуться к возможности упрощённого взаимодействия с PC-играми.
До сентября 2013 года Valve активно ведёт подготовку к запуску своей собственной эко-системы, Steam успешно переезжает на Linux — и именно тогда появляются первые данные, что их компьютеры будут работать под управлением этой операционной системы. В списке системных требований появляется графа про поддержку новой OCи технические требования к ней. Далее нам обещают три крупных анонса способных изменить ход истории интерактивных развлечений.
23 сентября 2013 года звучит первый из них, и это — Steam OS, операционная система собственной разработки на основе Linux и созданная при поддержке специалистов из nVidia, распространение полностью бесплатное, что позволит установить её на любой компьютер. Вторым анонсом стали Steam Machines, об этом Valve рассказали широкой общественности 25 сентября 2013 года — это самый настоящий компьютер, который будет представлен в нескольких типах конфигураций, а управлять им будет Steam OS.
А 27 сентября продемонстрировали Steam Controller — необычный вариант геймпада, для взаимодействия с первыми двумя анонсированными продуктами. Главной отличительной чертой стали сенсорные органы управления, взамен физическим, ставшими уже привычными для миллионов игроков.
Далее всё идёт по накатанной. Уже стартовал первый бета-тест прототипов, некоторые журналисты смогли приобщиться к контроллеру. Для понимания того, что представляет собой разработка Valve, мы пойдём поочерёдно по всем трём анонсам и постараемся разобраться, в чём главный потенциал – стоит ли вообще задумываться о покупке подобного устройства и какие могут быть альтернативы оригинальным Steam Machines.
Новая операционная система должна стать неким аналогом того, что уже не одно поколение используют игровые консоли – минимум функций полноценного ПК и полное ориентирование под игры. Система базируется на Linux-архитектуре, позволяя по максимуму задействовать железные особенности присущие всем компьютерам. Распространение будет свободным, причём как для пользователей, так и для создателей готовых решений, правда последним всё же придётся пройти процедуру сертификации, если они захотят выпустить устройства с изначально предустановленной Steam OS.
Valve уверяет, что благодаря адаптации системы, новым драйверам, и общей оптимизации железной основы – всё будет работать максимально быстро. Windows давно известна не самым дружелюбным отношением к потреблению мощностей, но этому есть весомое оправдание – игры там далеко не самое главное, тут же всё прямо противоположное, нам предлагают играть и ещё раз играть.
Простейшего доступа к файловой системе, тоже не будет. Отличительной особенностью также станет возможность запуска любой Windows игры, которые уже сейчас продаются в Steam. Для разработчиков это небольшая отсрочка для возможной оптимизации, а для игроков огромная база готовых продуктов. По-новому ничего покупать не заставят, всё, что уже было у вас приобретено, переедет на новые рельсы. Насколько хорошо это будет работать, пока не ясно, да и до выхода первой релизной версии OС скорее всего не прояснится.
Сами разработчики выделяют четыре основные особенности способные отлично прижиться в наших гостиных. Давайте разберём каждую из них поподробнее. Локальный стриминг позволит стримить игры с одного устройства под Steam OS, на другие с аналогичной операционной системой – это может быть актуально для тех, кто имеет достаточно мощный стационарный компьютер, а также, один или несколько более слабых, например, ноутбуки.
Игра будет запускаться на наиболее производительном из них, а остальные будут получать картинку при минимальной задержке. Главным критерием станет нахождение компьютеров в одной локальной сети. В скором времени появятся новые разделы магазина – музыка и фильмы, это поможет заинтересовать большую аудиторию, ведь для некоторых подобные мультимедийные возможности будут не менее актуальны. Да и те, кто не так активно играет, тоже найдёт применение для устройства под управлением Steam OS. Family Sharing даст возможность делиться уже купленными играми с друзьями и родственниками, расшарить можно будет только десяти пользователям, но, при этом, играть в одну и ту же игру можно будет по очереди.
Семейные функции позволят настроить библиотеку таким образом, чтобы предоставить каждому члену семьи только нужное — и это же своеобразный вариант родительского контроля, который сможет уберечь детей от тех игр и контента, которые для них не предназначены. Не обошлось и без поддержки модных сейчас облачных технологий, пока об этом известно не очень много, но уже подтверждено появление специального раздела предоставляющего доступ к лучшим дополнениям созданными силами самих игроков. Steam Cloud в свою очередь позволит удалённо сохранять ваши данные (к примеру сохранение игр) и обновлять всё, что только можно. Что из этого получится, пока не очень ясно — идея с отдельной операционной системой специально для игр, витает в воздухе достаточно давно.
Правильный подход пытались выбрать многие, но, как известно так ничего и не получилось. Однако будут ли игроки устанавливать её в качестве дополнительной, и тем более покупать отдельное устройство с ней? Момент, более чем, спорный. В любом случае, Valve всё планирует масштабно и, похоже, надолго. Чего стоит одна только заявленная поддержка в 185 странах на 25 различных языках.
Операционная система это, безусловно, хорошо, но изначально адаптированное «железо» гораздо интереснее. Центром гостиной должны стать именно Steam Machines, а значит к ним стоит проявить максимально пристальное внимание. Valve предусмотрела три типа конфигурации, которые будут разительно отличаться друг от друга. На данный момент все три вида обозначены в пресс-релизах как «хороший» вариант, «получше», и «наилучший». «Хороший» – получит минимальное «железо», а ценник будет в районе ста долларов.
Полноценной игровой системой устройство не является, оно сможет выступать в качестве приёмного гаджета для функции локального стриминга. Тем самым, необходимость тянуть провода от вашего компьютера отпадает, а траты пойдут в основном на Steam Controller. Вариант «получше» – это как раз система способная конкурировать с консолями текущего поколения, ценник примерно на одном уровне до 600 долларов, а возможность апдейта отсутствует. При этом Гейб Ньюэлл проводит параллели с мобильными продуктами Apple под IOS, в них используется принцип доработки и улучшений, а не полной переделки всего и вся с нуля.
Новое поколение устройства будет базироваться на старом, но при этом сохранив поддержку всех особенностей и более ранних вариаций. Топовым же решением станет «наилучшая» версия, способная не только представить максимально мощные конфигурации «железа», но и внести варианты его апгрейда, причём в дальнейших планах предоставить пользователям полностью конфигурируемую начинку из предлагаемых комплектующих.
Для тех, кто захочет использовать Windows ограничений никаких не будет, потребуется лишь её отдельная покупка и установка. Во всех случаях будет представлен максимально компактный корпус – по заверениям западных журналистов видевших прототип вживую, сейчас он чуть больше xboxone. Тем самым, такое устройство должно легко вписаться в интерьер гостиной и найти своё место на полке, среди других мультимедийных гаджетов.
Финальный внешний вид должны показать уже в январе 2014 года, тогда же станут известны итоговые спецификации. Однако представить, что же будет внутри, можно уже сейчас — как только было объявлено о выходе Steam Machines, в Valve подготовили 300 тестовых образцов, и совершенно бесплатно начали отправлять их первым счастливчикам, записавшимся на бета-тест.
Их конфигурация следующая:
Графика: NVidiaTitan или GTX780 / GTX760 / GTX660
Процессор: inteli7-4770 / i5-4570 / i3
Оперативная и графическая память: 16GBDDR3-1600 (CPU), 3GBGDDR5 (GPU)
Накопитель: гибридный HDD/SSDдиск ёмкостью 1 TB (8Gb SSD)
Питание: internal 450w 80Plus Gold
В итоге мы получаем более чем топовое решение, способное удовлетворить потребности ряда игр на ближайшее время. Одновременно с этим становится понятно, чего ждать в финальных конфигурациях. Комплектующие могут измениться, и их точно будет больше на выбор, но, основные критерии останутся неизменными, да и видеокарты от nVidia будут не единственными – уже заявлена поддержка решений от AMDи Intel.
Параллельно с оригинальными Steam Machines от Valve, другие производители начали анонсировать свои решения для Steam OS. К примеру, компания IBuyPower разработала универсальную конфигурацию с ценником в 499 долларов. Внутри нашлось место для многоядерного процессора от AMD, графической видеокарты AMD Radeon r9 270 и накопителя на 500 GB. Steam Controller от Valve тоже будет идти в комплекте, в рамках пакетной сделки при сертификации. По габаритам устройство будет меньше чем xbox one, но больше чем playstation 4. В каждом конкретном случае пользователи смогут приобрести именно тот вариант, который им лучше всего подходит. Большое обилие вариаций и производителей сможет создать конкуренцию в зарождающемся сегменте, подстёгивая развиваться и демонстрировать наилучшие условия для конечных потребителей – то есть, нас.
Самым необычным из всех представленных в Valve в этом году устройств, стал Steam Controller. Ничего подобного ранее никто не предлагал, а подход к реализации управления должен стать если не революционным, то, как минимум одним из самых удобных. Как и в случае с любыми другими манипуляторами, Valve пришлось протестировать множество концептов и реализаций, однако не один из них не смог воплотить задуманное в жизнь: перенести опыт игры с клавиатурой и мышью на геймпад.
Причём для многих игр для PC это очень важно, в тех же стратегиях без них было бы играть не комфортно, да и без значительной модификации интерфейса тоже бы не обошлось. Как оказалось, всё гениальное просто! В качестве основных манипуляторов – два больших сенсора, схожих с теми, что используются в ноутбуках, каждый из них будет нести в себе определённые возможности, а 16 дополнительных кнопок покроют остальные потребности игрока.
Стоит отметить, что четыре клавиши будут программируемыми за счёт небольшого сенсорного дисплея находящегося в середине контроллера. Каждая игра в дальнейшем сможет выбирать, что именно там выводить, а в режиме совместимости постоянную прописку получат несколько кнопок для дополнительных действий. Во избежание случайных нажатий на дисплее, нужно выбрать необходимое действие, а подтвердить уже физическим нажатием на него. Все находящиеся в Steam игры будут поддерживать новый геймпад, причём достигается это встроенным режимом эмуляции. Игры в его лице будут видеть два устройства – мышь и клавиатуру, и корректно исполнять все необходимые манипуляции во время игры.
Не меньшую гордость у создателей вызывают прикреплённые к трекпадам контроллера утяжелённые электромагниты — они позволят максимально точно прописывать все необходимые вибрации, а также задавать амплитуды и направление их вращения. Производством Steam Controller займётся сама Valve, и это будет полностью их продукт, без помощи со стороны многочисленных партнёров. Из общего благообразия выше описанных возможностей, видятся и вполне логичные недостатки: использование сенсорных методов ввода может оказаться не достаточно быстрым для большинства игроков, а современные «грызуны» останутся самым практичным вариантом. С другой стороны, зная дотошность Valve на любых этапах разработки, наверняка они учли эти факторы, да и подключение привычных нам устройств ввода – уже никто не запрещает.
PC-Gaming в 2014 может, как получить второе рождение, так и просто проигнорировать новые тенденции к развитию. Огромная пользовательская база Steam внушает надежды на первый исход, но всё может оказаться менее радужно, чем хотелось бы. Установка ещё одной операционной системы может оказаться многим не по зубам, а тратить ещё 500 или 100 долларов на новое игровое устройство в дополнение к уже приобретённым в 2013 году консолям, многие игроки попросту не захотят. При этом, большой спектр возможностей, включая мультимедийные (пусть и пока из внутренних магазинов), может сыграть на руку Valve. И геймеры пойдут в магазин не за новой игровой консолью, а за Steam Machines – ведь им не придётся покупать все игры по новому, а любые, пусть даже устаревшие хиты можно будет пройти заново в любой момент. Унификация в действии, чего нельзя сказать о xboxили playstation.
Немного не логичным выглядит заявление самой Valve об отсутствии необходимости в эксклюзивных проектах для их платформы. Sony и Microsoft привлекают геймеров в первую очередь уникальными играми, о появлении которых на других платформах не может идти и речи. Игроки выбирают то, что им действительно интересно, а возможно и покупают вторую платформу, ради нескольких наиболее ожидаемых тайтлов. Такой расклад мог бы значительно помочь в становлении изначальной пользовательской базы, и в дальнейшем всё более активно её расширять, в том числе и за счёт пользователей ранее игравших только на консолях. С другой стороны, в 2013 году мы впервые стали свидетелями явления, когда консоли нового поколения покупали не ради эксклюзивов (ведь все представленные на запуске игры весьма далеки от понятия NextGen), а ради самого «железа». В этом аспекте решение Valve показывает себя в более выгодном свете.